Прежде, чем приступить к ознакомлению с принципами, основаниями и регистрами учета рабочего времени, рассмотрим, как ТК РФ трактуются понятия, связанные с рабочим временем. Кроме того, рассмотрим такие тесно связанные с понятием рабочего времени понятия как режим рабочего времени, время отдыха, перерыв в работе, отпуск. Все это тесно связано с вопросом оплаты труда, компенсационными и стимулирующими выплатами, с которыми мы познакомимся в последующих разделах настоящего пособия.
Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время
– время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
Согласно указанной выше статье ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Трудовым законодательством предусматривается и сокращенное (менее 40 часов в неделю) рабочее время. Сокращенная продолжительность рабочего времени может быть установлена для работника в зависимости от его возраста, состояния здоровья, особых условий труда (имеются ввиду вредные и опасные для здоровья производства). В частности, согласно ст. 92 ТК РФ, сокращенная продолжительность рабочего времени предусматривается:
· для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю;
· для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю;
· для работников, являющихся инвалидами I или II группы, – не более 35 часов в неделю;
· для работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, – не более 36 часов в неделю.
Особые условия в части продолжительности рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством также и для учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время. Для этих категорий работников продолжительность рабочего времени не может превышать половины перечисленных выше норм для лиц соответствующего возраста.
Наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени, работодатель по соглашению с работником вправе устанавливать для работника неполную рабочую неделю и/или неполный рабочий день. В тех случаях, когда для работника установлена неполная рабочая неделя или неполный рабочий день оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. При этом как работодателю, так и работнику необходимо иметь в виду, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав работника. В частности, при работе на условиях неполного рабочего времени не возникает ограничений в продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и иных трудовых прав.
Неполное рабочее время может быть установлено по инициативе работника, при этом работодатель не вправе отказать в установлении неполного рабочего времени, если с такой просьбой к нему обратились следующие категории работников:
· беременная женщина;
· один из родителей (опекунов, попечителей), имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет);
· работник, осуществляющий уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) при пятидневной рабочей неделе и продолжительности рабочего времени, составляющей 40 часов в неделю, равна 8 часам (40 часов: 5 дней).
Сокращенная продолжительность рабочего дня может быть установлена для работника в зависимости от его возраста, состояния здоровья, особых условий труда.
Другое по темеОписание функциональных обязанностей
Соискатели, как правило, не имеют представления о работе,
которую им предлагают. Описание функциональных обязанностей – это ключевой
элемент в процессе подбора персонала, который помогает претенденту понять, чего
от него хотят. ...
|